Печальный вампир

Печальный вампир

Печальный вампир

Мы вколачиваем гвозди, чтоб в гробу лежали кости

Чтоб из-под земли не лез, на тебе поставлю крест!

Агата Кристи – Трансильвания


Всем известно, что кровожадный граф Дракула, посиживал за мрачными стенами своего замка в Трансильвании. Ночами летал по живописным карпатским окрестностям, посасывал кровь у зазевавшихся путников. Днями отсыпался, придавив себя бетонной плитой в неуютном склепе. А к вечеру – клыки подправит и вновь в погоню за гемоглобином. Каждый день, как на работу. Без выходных и праздничных дней. И вот, за несколько веков угрюмые румыны настолько приелись коварному графу, что он решил разнообразить своё меню жителями старой, доброй Англии.

Именно таким представил взыскательным английским читателям заглавного персонажа своего романа ирландский писатель Брем Стокер....
А что поделать, в Лондоне на рубеже XX века не было ни Березовского, ни Абрамовича и демонизировать пришлось руководителя небольшого прикарпатского княжества. Судебного иска Брем Стокер не пугался, ибо прототип графа Дракулы погиб при невыясненных обстоятельствах. Шестьсот с лишним лет назад. А кем он был на самом деле, этот Дракула, или, если говорить правильно, – Влад III Басараб?

средневековая деревня Середина XV века не многим отличалась от других времён. Средневековая Европа жила, как большинство деревень в Российской Федерации: ни газопровода, ни внятного освещения, ни сотовой телефонии. Дороги, правда, были получше – их хоть камнем мостили (так было принято ещё с древнеримских времён). Словом, стандартная стабильность, со всеми её элементами воровства, подлости и предательства.

Православное княжество Валахия в первой половине 15-го века находилось между молотом и наковальней. С юга Османская империя, с севера католические Венгрия и Польша, активно поддерживаемая папским престолом, талантливым организатором Крестовых Походов.
В тридцатых-сороковых годах валашский господарь (именно такой титул носили владыки Валашского княжества) Влад II по прозвищу Дракул (просто он являлся рыцарем элитного ордена Дракона), как только не изворачивался, чтоб сохранить суверенитет своей страны. Даже подписал вассальный договор с османами. Это не мешало ему чеканить монету для Венгерского королевства, воевать вместе с турками в Трансильвании против венгров или с венграми воевать в Болгарии против турок. Всё было настолько запутано (дипломатично), что приехав однажды в подведомственные земли Османской империи, он был арестован за измену(!). И сидел в местной кутузке, пока его не поменяли на двух заложников – сыновей.

Так впервые двенадцатилетний Влад (будущий Влад III) оказался в плену вместе с братом Раду (будущий Раду Красивый). Турки с пленниками обращались неплохо, обучали их всяческим наукам, кормили сытно, одевали за государственный счёт. Словом, работала нормальная государственная система с заложниками. (Сейчас эта роль в развитых странах выполняется иностранными студентами). Через четыре года обучения заложника-отличника назначили на место главы независимого Валашского княжества. Так в семнадцать лет, после своевременной гибели отца, Влад Владович стал монархом. Господарём Валахии.


Но венгерское руководство посчитало молодого господаря чересчур «засланным казачком» для такой важной буферной зоны между христианским миром и сферой влияния ислама. С помощью подвластной Трансильвании венгерский король уже через несколько месяцев сверг с трона Влада III и посадил на него своего ставленника. Влад бежал к родственникам в Молдавию. Штефан А молдаване в те времена умели не только строить, но и разрушать. Истребив своего князя (господаря), родного дядю несчастного Влада в очередной смуте, молдаване автоматически отказали беглому валашскому монарху в политическом убежище. И он вместе с кузеном Штефаном четыре года скрывался в Трансильвании, где возглавил валашскую оппозицию. С помощью интриг, обещаний, компромиссов, договорённостей и внезапной смерти старого венгерского короля Влад III возвращает себе корону в 1456 году.

С этого времени и начинается история мудрого и храброго правителя, национального героя Румынии Влада III Басараба. Первым делом он провёл во вверенном ему княжестве ряд реформ, ввел азы начальной военной подготовки среди мирного мужского населения, перестроил армию. Через год помог своему двоюродному брату Штефану вернуть престол в Молдавии. Шеститысячное войско оказалось достаточно веским аргументом, чтобы мирные молдаване радостно приветствовали нового государя. Именно Влад заложил в 1459 году крепость Бухарест, будущую столицу Румынии. Тогда же он стал Дракулой, в переводе с румынского – сын Дракона, чем воздал память отцу. Он даже подписывался этим прозвищем.

Хуньяди Влад III укреплял своё княжество, как мог. Даже побратался с молодым венгерским королём Матьяшем Хуньяди (а фамилия-то настораживает!). Понятно, что не всё население одобряло милитаризацию своей страны. Ведь даже двенадцатилетние подростки были обязаны упражняться с оружием. Но, несмотря на огромные военные расходы, экономика Валашского княжества развивалась. И не за счёт сырьевых ресурсов. Население было занято в строительстве (крепости и церкви) производстве (рост городов), в сельском хозяйстве (спокойно стало в стране). Законы исполнялись, что способствовало снижению преступности и, соответственно, развитию и укреплению государственности. Нельзя не упомянуть выгодное географическое положение Валахии и ставшие безопасными торговые маршруты. Не исключено, что и Священный Престол субсидировал слегка (всё ж таки православная страна) форпост борьбы с исламом. Словом: и жаворонки пели, и куры неслись. И всё это благодаря одному человеку – молодому господарю Владу III Дракуле.

Некоторые из валашских бояр хотели бы самостоятельно порулить такой страной. Глава государства оппозицию недолюбливал и по возможности уничтожал её. Иной раз для разгрома мятежных сил приходилось путешествовать по территории соседней Трансильвании (автономного княжества в составе Венгерского королевства). Дракула ещё недавно сам был повстанцем и скрывался в запутанных трансильванских горах. Поэтому он знал, что делал. И как бонус от таких походов – рост военного опыта.

Мехмед II В 1461 году Влад III отказал туркам в выплате дани. В тот же день Валахия, согласно международному праву, из образа ветреного вассала превратилась для Османской империи во вполне конкретного противника. Управлял огромной империей султан Мехмед II, заслуженно прозванный современниками Завоевателем. Именно он уже разгромил Византию, захватил Константинополь, покорил Сербию и Черногорию, победил поляков в битве при Варне и протчая и протчая…. Карликовое княжество с неблагодарным правителем (вспомните годы заложничества Влада), вроде бы и угрозы не должно вызывать. Но! За спиной Валахии туманно расположилась католическая Западная Европа с её регулярными крестовыми походами. И прецедент борьбы за независимость мог некстати взбудоражить другие балканские княжества, уже уютно обжитые турецкими налоговыми органами. Поэтому Мехмед II лично возглавил войско численностью 100-120 тысяч человек и двинулся воевать неугодного князя.


Насажение на кол Но вместо того, чтоб дать генеральное сражение армии противника (как было принято военной этикой тех лет), конные отряды Дракулы внезапно нападали на растянувшиеся порядки огромной турецкой армии, изматывая её в кратковременных стычках. Они сжигали собственные деревни и поля, сеяли ужас, безжалостно казнив пленных турок. Валахи использовали самый распространённый ДЛЯ ПРОСТОЛЮДИНОВ Османской империи способ казни – захваченных пленников садили на кол. Невзирая на их социальный статус. Оскорбленные турки назвали Дракулу Цепешем. Разумеется, назвали по-турецки. Цепеш – «Кольщик» – это перевод благодарных валашских потомков, от рум. ţeapă (ця́пэ) – кол.


Ведя такую партизанскую войну, Влад Дракула всё равно проигрывал туркам. Оккупанты уже захватили весь юг Валашского княжества. И тогда молодой господарь применил необычную (в те времена) стратегию. Глубокой ночью семитысячное войско Дракулы ворвалось в главный турецкий лагерь. И началась резня. Когда взошло солнце, валахи слаженно отступили, оставив после себя пятнадцать тысяч трупов и раздосадованного турецкого султана.

Раду_красивый Мехмед II долго ругался на турецком языке с употреблением ненормативной турецкой лексики. А затем забрал часть войска и покинул негостеприимную страну. Войско турок возглавил родной брат Дракулы – Раду Красивый (правоверный мусульманин!). Раду Красивый поступил не совсем красиво, уговорив на предательство молдавского князя Штефана (да-да, того самого, кузена) и они вдвоём продолжили захват Валахии. Дракула, не в силах воевать на два фронта, отступил на территорию Трансильвании, где в предвкушении войны с турками расположилось немаленькое войско Венгерского королевства. Войско возглавлял король Матьяш Хуньяди, названный брат Влада Дракулы.

И тут случилось то, что на русском языке называется красочно, но непечатно. Этот самый Хуньяди арестовал победителя турецкого султана и посадил в тюрьму. Для этого и средние века не нужно было придумывать каких-то особо внятных обвинений. Но как объяснить общественности, почему герой освободительной войны, «фронтмэн» Крестового Похода внезапно отправился на нары? А самая большая проблема для Следственного Комитета Венгрии (должен же был существовать какой-то его аналог), как доказать Папе Римскому Пию II, что содержание под стражей победителя турецкого султана, достаточно правомерно. Средневековые следователи предоставили неопровержимые улики. Оказывается, валашский князь, в перерывах между победами над турками участвовал в переписке с турецким султаном. Причем письмо были не такой тематики, что прославила потом запорожских казаков, а совсем даже наоборот. В письмах Влад III унижено умолял Мехмеда II простить за постоянные разгромы, предлагал помощь в захвате Венгрии, прельщал красочными планами о покорении всей Европы. Ну, и о самом папе отзывался крайне нелестно (как говорила одному известному удаву одна известная пантера: «… и ещё червяком. Земляным червяком!»).

Но чёткие венгерские разведчики те письма регулярно перехватывали, и потому султан «зафрендить» предателя не успел. Кабы не доблестная венгерская разведка и лично король Матьяш, быть бы старушке Европе поверженной, да заисламизированной. Главный венгерский руководитель давно уже знал о преступлениях своего подчинённого, но молчал, чтоб не насторожить заговорщика, и накрыть одним ударом всю злодейскую сеть. Правда, второй фигурант дела об измене (некто Мехмед II Завоеватель) сбежал от венгерского правосудия. Но, улики!!! Вот ведь они! И Священному Престолу были предъявлены криминальные письма. Скорее всего, письма были переведены на латынь, (ну, не силён был Папа ни в румынском, ни в венгерском) непосредственно в Венгрии. А оригиналы, разумеется, утеряны (в «Записках» Пия II – исключительно копии на латыни).

Но, как известно: бузина – в огороде, а дядька – в Киеве (точнее: турки в Валахии, а Папа – в далёком Риме). Дракула, конечно, правитель – не сахар, но ведь армия и население без такого знамени могут и слегка взбунтоваться. И в свет выходит брошюра славных немецких первопечатников «Об одном великом изверге, именуемом Дракула Вайда», авторства некоего Михаэля Бехайма (потом на этой теме неплохо заработали ещё несколько писателей. Народ обожает чернуху и шансон). Собственно, пересказывать её нет особого смысла. Но, удивить народ, который еженедельно видит изобретательные казни еретиков, ведьм и других представителей креативного класса – это нужно постараться! Хотя, откровенно, новых зверств авторы не выдумывали (Святая Инквизиция не даром хлеб ела, и давно уже всё изобрела), они убеждали не столько качеством, сколько количеством. Согласитесь, пять тысяч посаженных на кол – зрелище даже для средневекового глаза впечатляющее. В результате, князь крохотной Валахии уничтожил столько народа, что даже темпераментные итальянцы не смогли б восполнить демографическую брешь. Особенно старался изверг Дракула над саксонским населением, уничтожая жителей немецких городов Трансильвании (например, Брашов) в количестве, превышающем троекратно последнюю перепись. В отчётах короля Матьяша встречались и города, не отмеченные на карте (типа, российского Мухосранска). Эти города подлый Дракула уничтожил поголовно, даже курей не пощадил. Всех – на кол!


Не поверить таким брошюрам было невозможно. Это же практически государственные СМИ, а власть обманывать народ никак не может. Не умеет физиологически. Но зачем???? Зачем венгерскому королю, не менее обеспокоенному турецкой экспансией, чем сам Влад Дракула нейтрализовать такого эффективного военачальника? Ответ банален до неприличия. Деньги! Простые золотые деньги – сорок тысяч полновесных гульденов. На них, конечно, Олимпиаду в Сочи не построить, но сумма по тем временам очень даже немалая. И выдана она была венгерскому королю Матьяшу Хуньяди (ох, уж эта фамилия…) исключительно на борьбу с Османской империей. На вооружение, наём рыцарей и прочие милитаристские надобности крестового похода. Но король очень любил красивую жизнь, балы и уютные особняки (тогда они назывались замками)…. А списать всю сумму на отступившего союзника, да ещё и злостного предателя – реальный способ отчитаться по бухгалтерским ведомостям. И никакая налоговая инспекция из Ватикана не ухватит короля за скользкое место. (Где деньги? Султан турецкий всё отжабил. С помощью подельника Влада Владовича Басараба (кличка Дракула). Преступник в розыске. Подельник под стражей. Следствие ведётся….)

И остался Последний Диктатор Европы гнить в венгерской тюрьме. Без права на условно-досрочное освобождение.

Шли годы. Менялись Папы (не в бытовом смысле, а на Священном Престоле). Двенадцать лет пролетело над политической картой Европы, и она тоже изменилась. Но, совершенно не так, как хотелось бы этого в Риме. Османская империя расширялась и укреплялась, прирастала землями и населением. Мехмед II Завоеватель, султан турецкой, мало того, что завершил существование Византии, властвовал в Греции и на Балканах, так он ещё и воевал итальянские города! А последним осколком Византии, княжеством Валахией, вообще управлял Раду III Басараб, добропорядочный мусульманин. И полководца, что мог бы обуздать турецкую экспансию, в Риме не могли ни найти, ни взрастить. Хотя…. Кажется, был такой, что султана чуть не угробил, но жив он или нет, кто ж его знает…. Тюрьма венгерская, ведь далеко не Куршавель. Да ещё говорят – изверг ужасный. Жесток и в жестокости изобретателен. Даже по средневековым стандартам. Неизвестно, какими доводами пользовался Папа Сикст IV. Может быть, не очень доверял государственным брошюрам про казни Дракулы, а может, руководствовался бессмертной формулой: «Настоящих буйных мало. Вот, и нету вожаков!». Словом, в лучших итальянских традициях ко двору венгерского короля поступило предложение, от которого тот не смог отказаться.

И летом 1474 года, щурясь на яркое солнце, из венгерской темницы выходит заметно исхудавший Влад III Басараб, он же – Влад Дракула. Цена свободы оказалась немалой. Переход в католическую веру женитьба на двоюродной сестре венгерского короля. Как же нужно ненавидеть свою кузину, чтоб выдать её за такое кровожадное чудовище! Ну, что тут сказать? Хуньяди, он и есть Хуньяди.

Слегка наевшись на собственной свадьбе, Дракула во главе одной из венгерских армий ринулся освобождать родную Валахию от турецкого влияния. Помните город Брашов, трижды истреблённый за один раз (согласно докладу короля)? В его хрониках это самое истребление никак не отмечено, а вот ликование толпы горожан по поводу проезда Дракулы с немецкой педантичностью внесено в городские анналы.

В постоянных боях с турками проходит два года. Армия у Влада III значительно выросла за счёт местного населения. И в октябре 1476 года Дракула вновь всходит на престол родного княжества. Количество его врагов среди валашских бояр возросло в геометрической прогрессии (хитрая престолонаследная валашская система). А через два месяца после очередного сражения, работники культа из монастыря близ Бухареста, находят обезглавленное тело своего князя. А голова Влада, законсервированная в бочке мёда, отправилась туда, где начался его путь восхождения к власти – в Константинополь. К другу детства – султану Мехмеду II. Так оборвалась яркая жизнь одного из самых замечательных людей XV столетия. Оболганного, но не сломленного. Человека, который до самой последней минуты исполнял свой долг перед Родиной. И пусть это звучит пафосно, но Влад III Басараб – настоящий патриот своей страны. Сейчас таких уже не делают, увы….

dracula_b Ах, да! Он же ещё и вампир! Царь вампиров, самый главный, самый первый, самый неистребимый вампир на планете. И, собственно, уже не так важно, что ирландский писатель Стокер «опустил» его до графа, насильно переселил в Трансильванию, в замок Бран, в 30 км. от Брашова (ох, уж этот город Брашов). Кто-нибудь сможет мне объяснить, КАК ИМЕННО злодейский вампир сосал кровь из жертвенных шей? Ведь самое начало пищеварительной системы кровожадного кровососа, а именно, зубы в голове, затерялось где то в далёком Константинополе. А может он своим обрубком шеи к жертве прикладывался (ну, раз головы нет)? А поутру, невинные девы, демонстрируя родителям свежие засосы на нежной коже, беззастенчиво мотивировали их визитом неугомонного графа Дракулы. Кто знает, кто знает…..

 

Интересные факты

« По данным ООН, на Земле ежедневно появляется 250 тысяч новорождённых, по три каждую секунду. »

Словарь

« Коллаборационизм — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. »