Дважды вымершие…

Дважды вымершие…

Эту историю породила война. Войны, вообще порождают много всяких историй, большинство из которых заканчивается очень печально. Но эта война была особенной. Может из-за того, что развязали её и активно сражались всего два человека, а может из-за того, что они оба, кроме амбиций, влекли на себе груз высшего, не военного, образования. А в историю эта битва вошла под названием «костяная война».

Началась эта история во времена, метко названные Марком Твеном «позолоченным веком». В стране, где совсем недавно хищный и «голодный» Север завоевал стабильный и «сытый» Юг. В объединённой Гражданской войной стране, автоматически перераспределились финансовые потоки, пышно расцвела коррупция. То, что США не стали мировым сырьевым придатком стоит винить дорогую транспортную составляющую. Основные деньги делались на промышленности, для чего и совершилась технологическая революция. Для обслуживания внезапно ставшей наукоёмкой (уменьшение себестоимости) промышленности, колледжи и университеты росли, как грибы после дождя. Вот только развиты в них были в основном технические специальности. За серьёзным гуманитарным образованием предпочитали ездить в старушку Европу, в то время увлечённую модным течением – дарвинизмом.

Гофониил Чарлз Марш, окончив Йель в тридцатилетнем возрасте, отправился грызть науку в Старый Свет, где поднаторел в изучении геологии, палеонтологии и сравнительной анатомии. Через шесть лет, вернувшись, автоматически был назначен профессором кафедры палеонтологии. Летом, как и подобает солидному палеонтологу, отправился в экспедицию на Дикий, Дикий Запад. И в Скалистых Горах (о, ужас) обнаружил ещё одного копателя древних окаменелостей. Двадцатипятилетний (!) профессор из Пенсильвании по имени Эдвард Коп, не обладая даже крупицами европейского лоска, извлекал из местных сланцев доисторические кости. Исследовал их, систематизировал и уверенно вносил своё имя Историю Науки молодого государства. Такого хамства от необразованного выскочки Марш потерпеть не мог. При первой же оплошности оппонента (в реконструкции скелета плезиозавра, тот перепутал шейные и хвостовые позвонки), Марш с утонченной едкостью опозорил Копа во всех доступных газетах. Молодой профессор вспылил и в тех же газетах опубликовал статью о немощных европейских теоретиках, которые не то, что окаменелости, бизона от индейки отличить не могут. Ответить на это можно было только делом, и Марш, как солдат под обстрелом, начал активно вгрызаться в песчаники Колорадо. Война началась. Негласно, целью была поставлена задача, найти и описать наибольшее количество новых видов, а следовательно, посрамить менее удачливого соперника. Ну, а травля в газетах – лишь информационная поддержка военных действий.

В 1877 Марш извлекает из песков в штате Колорадо довольно крупный скелет динозавра неизвестного вида. Длинный хвост, длинная шея, спина – колесом. Но вот беда, у скелета нет головы. Ничего страшного. Нет головы, но есть лопата. И в течение пары дней наёмные работники невдалеке находят кости черепа, очень даже подходящие по размерам к безголовому скелету. Марш детально описывает находку и даёт название новому виду: Апатозавр Аякс (ох, любили тогда заковыристые названия). Коп в ответ описывает какую-то «мелочь». Но много. Количество вновь открытых Копом видов бесит Марша, и он упрямо роет западные штаты, наплевав на лекции в университете, в поисках чего-то «этакого». И через два года удача очень по-американски улыбается упорному профессору. В Вайоминге он обнаруживает кости такого размера, что его пробирает дрожь. Точно такая же дрожь, что должна возникать в почве от топота шагов только что открытого вида древнего ящера. По самым поверхностным оценкам, размер особи нового вида достигал 20 метров в длину и 9 в высоту. И земная твердь дрожала от шагов монстра, ибо был он весом тонн этак 30, навскидку. Это был триумф! Марш высокопарно (возвышенно) назвал его Громовым Ящером. Бронтозавром. Газетчики пели открывателю осанну, писатели строчили модные романы о Травоядном Гиганте, красивом и, почему-то, благородном (см. совр. мультфильмы – отголоски той войны). Генеральное сражение Гофониил Чарлз Марш выиграл.

Но, как гласит некая прописная истина: «Победителей в войнах не бывает. Лишь проигравшие…». Оба профессора, снаряжая дорогостоящие экспедиции, разорились на командировочных расходах и жизнь закончили если и не в нищете, то в значительных финансовых стеснениях. А в 1903 году разразился жуткий скандал. Случайно обнаружилось, что голова скелета апатозавра в Пибодском музее Йельского университета (основанного Маршем), мягко говоря, вообще какая-то «левая». А остальные кости скелета – тот же самый бронтозавр, только молодой. И по существующим в науке правилам, самое первое название (апатозавр) – истинное, а всё остальное – просто домыслы. И потому «бронтозавр должен умереть»! Но, как бы не так! В отличие от «невнятного» апатозавра, Бронтозавр оказался неистребимым, как Джеймс Бонд. До сих пор в литературе и кинематографе – это один из самых положительных и известных персонажей.

А для Науки он вымер…. Дважды….

Печально.

 

Интересные факты

« За последние 75 лет московское метро было закрыто всего только один день. Это случилось 16 октября 1941 года. »

Словарь

« Амбивале́нтность — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. »